Учет деловой репутации
Для начала нам нужно понять, что же вообще такое деловая репутация и когда она приобретается.
Деловая репутация — это не только материальное имущество (например, строение или офис, в котором находится организация), но и трудовой коллектив, связи с клиентами, деловые отношения и прочее, напрямую связанное с деятельностью приобретаемой организации. Когда новый владелец приобретает права на владение компанией, он приобретает и ее деловую репутацию, которая может быть, как отрицательной, так и положительной.
Отрицательную деловую репутацию стоит рассматривать, как своеобразную скидку на конечную сумму покупки, поскольку такая репутация может повлиять на будущие доходы владельцы самым не лучшим образом. Положительная же репутация напротив — может рассматриваться, как надбавка, поскольку ее потенциал в конечном итоге может принести большие доходы, нежели в любой другой ситуации (например, когда организация только-только открывается, естественно, при продаже ее цена будет гораздо ниже).
Так как же учитывать деловую репутацию в бухгалтерском учете?
Для расчета стоимости репутации нужно воспользоваться данными из счета 76 («Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»), внутри счета нужно открыть субсчет, в котором уже отражается вся необходимая информация, связанная с приобретением новой организации, в том числе здесь учитывается ее конечная стоимость, а также стоимость обязательств.
Профессиональному бухгалтеру важно помнить, что положительная деловая репутация входит в состав нематериальных активов, которые в ведении бухгалтерского учета учитываются в счете 4. Возникновение положительной деловой репутации отражается в дебете 8, кредите 76, субсчете «Расчеты по приобретению предприятия».