Что делать, если после увольнения сотрудника осталась задолженность?
Иногда профессиональный бухгалтер сталкивается в своей практике с ситуацией, когда сотрудник увольняется из компании, но долги перед ней все равно остаются. Что делать с таким сотрудником? Как отражать его долг в бухгалтерском учете? И почему долг в принципе возникает?
Причины задолженности могут быть разными:
- из-за невыплаченного займа, который предоставила компания;
- из-за отпуска, который был взят авансом, а потом не отработан;
- из-за денежного аванса, который также не был отработан;
- из-за причиненного материального ущерба компании.
Казалось бы, в таких обстоятельствах работодатель в праве потребовать от сотрудника задержаться на рабочем месте до момента выплаты долга. Однако, в реальности делать этого не только не стоит, но и в принципе нельзя, иначе будет нарушен ТК РФ.
Что же делать?
Вы можете после расчета с сотрудником удержать из выплаченной суммы денежных средств сумму, соответствующую долгу. Это возможно в следующих ситуациях:
- если не отработан выданный компанией аванс;
- из-за ошибок со стороны бухгалтера, которые привели к увеличению суммы расчета с сотрудником в прошлом;
- если сотрудник не успел отработать взятый им отпуск.
Но не нужно забывать о нюансах, предусмотренных для каждого из вышеперечисленных пунктов:
- можно удержать не более 20% от всей суммы месячной заработной платы;
- удерживать средства можно из той суммы, из которой уже был вычтен налог;
- в случае аванса работник может оспорить решение компании, если у него окажется для этого достаточно доказательств;
- а также невозможно удержать из зарплаты сумму, которой можно погасить задолженность по займам.
Если компания решит распрощаться с сотрудником, не желая вступать с ним в конфликт, она может легко простить ему долг. Для того, чтобы в будущем не возникло проблем с ведением налогового учета, делать этолучше уже после увольнения сотрудника.